51

Re: Откуда берутся небылицы?

http://victor3d.com/works/001_600sec/600sec_rus.htm

52

Re: Откуда берутся небылицы?

Что-то я не понял, если Victor3D поступил в институт в 1977 (http://victor3d.com/who/who_rus.htm), то ему сейчас 60 лет с небольшим. А сайт выглядит так, будто какой-то подросток выпендривался. Плюс везде написано в третьем лице (не "я сделал", а "Victor3D сделал"). Может, это дети Victor3D сайт делали? Или еще кто?

Но кстати, текст, не считая описания Агата, выглядит правдоподобным. В телестудии работа всего оборудования от одного общего генератора кадровых и строчных синхроимпульсов - это необходимость. Иначе совместить на экране два источника видеосигнала просто не получится. Если у каждого источника будет собственный генератор, то при совмещении одна картинка будет "ездить" поверх другой. Так что Агат для реализации генлока точно надо было допиливать, как и для получения сигнала прозрачности.

Про то, что использовались отдельные программы на Бейсике для рисования цифр и линий, я здесь читал http://agatcomp.ru/agat/Software/TV/600.shtml

С авторами сайта удалось связаться?

53 Отредактировано garnizon (20-01-2022 10:14)

Re: Откуда берутся небылицы?

Ну еще откуда-то 25 к\с.

Характеристика агата явно откуда-то скопированы, причем ничего при этом копировании не смутило. В т.ч. нечетное число в разрешении (127) .

И да, память такая штука... Такие фортели на интервалах в десятилетия выкидывает!

Организаторы телетекстов обычно так пишут:
АГАТ формировал RGB сигнал, который без существенных затрат мог быть преобразован в НЧ телевизионный сигнал, используемый почти во всём студийном оборудовании того времени.

Связаться попробуем.

54 Отредактировано Voldemar0 (20-01-2022 19:31)

Re: Откуда берутся небылицы?

> АГАТ формировал RGB сигнал, который без существенных затрат мог быть преобразован в НЧ телевизионный сигнал, используемый почти во всём студийном оборудовании того времени.

Это если тебе надо только экран агата показать дорогим телезрителям.
А вот если на его фоне кто-то должен выступать - там совсем другой уровень сложностей.

Интересно, что пишут о K- канале через нулевой цвет, но могли же сделать проще: есть готовый Y- бит.

55 Отредактировано avivanov76 (21-01-2022 01:08)

Re: Откуда берутся небылицы?

garnizon пишет:

АГАТ формировал RGB сигнал, который без существенных затрат мог быть преобразован в НЧ телевизионный сигнал, используемый почти во всём студийном оборудовании того времени

Студия кабельного телевидения микрорайона и государственная студия региона или крупного города - это две большие разницы. Мой одноклассник в начале 90-х на двух студиях кабельного ТВ успел поработать и я видел, как там все было устроено.

С конца 80-х в Москве строилось все больше высотных жилых домов и они перекрывали "видимость" для антенн, которые стояли на более низких зданиях. Поэтому одновременно шла замена антенн, которые стояли на каждом доме, на кабельные сети между домами. Антенна оставалась на самом высоком здании в микрорайоне. В этом здании было служебное помещение, где стояли конвертеры и усилители. Чтобы подать эфирный сигнал на соседние дома его надо было усилить. Но если просто усилить сигнал на той же частоте, на которой он был принят, то из-за утечек в кабельной сети он попадет в эфир, антенна его примет, усилитель заново его усилит и так далее. Получится генератор. Поэтому все эфирные каналы сначала переводились на другие частоты конвертерами. Все это оборудование вместе называлось "головная станция".

Вот при таких головных станциях в 90-е стали как грибы расти "студии кабельного телевидения". В кавычках, потому что ничего студийного там не было. Ни телекамер, ни оборудования. Просто была комната, где стоял обычный бытовой видеомагнитофон и компьютер для показа рекламы. Дальше два кабеля от них коммутировались обычным тумблером безо всякого наложения и микширования и НЧ сигнал заводился в модулятор. То есть, одновременно использовался только один источник видеосигнала и никакая внешняя синхронизация не требовалась.

Фраза: "АГАТ формировал RGB сигнал, который без существенных затрат мог быть преобразован в НЧ телевизионный сигнал, используемый почти во всём студийном оборудовании того времени" - верна только для такого случая.

При этом, кстати, качество выдаваемого в эфир сигнала было совсем не студийное. Во время дергания тумблера все телевизоры на время теряли синхронизацию и картинка "прыгала". Но компьютер хотя бы имеет кварцевый генератор и синхроимпульсы от него стабильные. Если уж телевизор их поймал, то дальше картинка держится ровно. А вот бытовой видеомагнитофон совсем не такой стабильный. У него стабильны только кадровые синхроимпульсы, потому что каждый полукадр - это отдельная строчка на магнитной ленте и можно подать от кварца 50 Гц и засинхронизировать вращение видеоголовок и протяжку ленты с этой частотой.

А вот стабильность строчных импульсов зависит от того, насколько равномерно вращаются видеоголовки, насколько стабильно положение петли магнитной ленты вокруг них, насколько хорошее качество магнитного слоя и еще от кучи причин. В результате строчные импульсы "гуляют", а иногда и просто пропадают, особенно на краях ленты. Из-за этого на большинстве советских телеков, заточенных под идеальный студийный сигнал картинка в верхней части экрана начинала "заворачиваться". Люди жаловались, поэтому у кабельных студий была отдельная услуга - "устранение подрывов изображения".


Cтудия же Ленинградского телевидения - это настоящая студия с профессиональным оборудованием, в которое внешний сигнал без его синхронизации со студийным генератором просто не заведешь. Профессиональный видеомагнитофон должен выдавать картинку, синхронизированную с этим генератором. А это значит, что уже при записи соотношение частот строк и кадров должно быть правильное, потому что исправить его потом при воспроизведении нельзя. Агат выдает 312 строк на полукадр, то есть соотношение неправильное, кроме того, он не умеет делать чересстрочную развертку. Так что конечно для стыковки с профессиональным оборудованием его нужно было доработать - поставить селектор синхроимпульсов, а его выходы подвести к сигналам сброса счетчиков ДК.

Voldemar0 пишет:

Интересно, что пишут о K- канале через нулевой цвет, но могли же сделать проще: есть готовый Y- бит.

Возможно они готовили прозрачные изображения используя агатовский монитор, а дорабатывать его, чтобы сигнал Y отображался, не стали. Ну и чтобы не запутаться, выбрали нулевой цвет.

56 Отредактировано Voldemar0 (22-01-2022 18:29)

Re: Откуда берутся небылицы?

> Из-за этого на большинстве советских телеков, заточенных под идеальный студийный сигнал картинка в верхней части экрана начинала "заворачиваться". Люди жаловались, поэтому у кабельных студий была отдельная услуга - "устранение подрывов изображения".

А шо-то мне вспоминается, что в советских телеках была внутри интересная перемычка в блоке синхронизации (во всяком случае если их на 174ха11 делали), вроде называлась она как -то: "телевидение" и "видеомагнитофон". И таки она помогала. В книжках объяснялось, что эта перемычка увеличивает ширину захвата ФАПЧ строк. И мне она как-то помогала, будучи переключенной в режим "видеомафон".
А вот зачем её переключать в режим "телевидение" - так не знаю, может на случай слабого сигнала ?

Вот на этой картинке:
https://radioskot.ru/_fr/1/2272114.png
есть контакты xn2 и xn3. Не они ли ?

57 Отредактировано avivanov76 (23-01-2022 13:14)

Re: Откуда берутся небылицы?

Контакты XN2, XN3 совсем не про то. Если их замкнуть, то прекратится подача синхроимпульсов на вход К174ХА11. Это может быть нужно для первичной регулировки модуля синхронизации. У него диапазон подстройки частоты ±10% при условии, что встроенный генератор работает на стандартной частоте строк. Но если частота генератора, скажем на 5% меньше стандартной частоты, то и диапазон регулировки "вниз" сократится до 5%. Поэтому частоту изначально надо выставить правильно резистором R14. Но как ее выставить, если АПЧИФ все время работает и пытается подстроить генератор, а селектор синхроимпульсов выделяет синхроимпульсы даже из шума? А вот тут и надо замкнуть XN2, XN3.

Устранение подрывов делалось совсем по другому. В К174АФ1 и К174ХА11 двухступенчатая АПЧИФ. Дискриминатор внутри микросхемы сравнивает синхроимпульсы и импульсы собственного генератора. У К174ХА11 разность выдается на вывод 13. Пока захват частоты не произошел, эти импульсы интегрируются цепью C8, R8, R10, C11. После того, как первоначальный захват частоты произошел, внутри микросхемы вывод 12 соединяется с землей, и к выходу дискриминатора оказывается подключена только цепь R10, C11. Полоса захвата сужается.

Сужается она для того, чтобы какие-то мелкие но контрастные элементы картинки не были по ошибке приняты за синхроимпульсы. Но можно запретить переключение на узкую полосу, если замкнуть вывод 11 на землю. Впрочем, часто вместо этого просто выкусывали C15. Как работало выкусывание кондера (и работало ли :) - не знаю.


-- дополнение --
Нашел даташит на TDA2593, которая у нас стала К174ХА11, и со второго прочтения дошло: вывод 11 - это не вход :)
Это отвод от внутренней цепи, соединяющей детектор совпадений и ключ переключения полосы АПЧИФ. Детектор совпадений - это что-то вроде элемента "И": когда синхроимпульсы и импульсы от собственного генератора совпадают, на его выходе тоже появляются импульсы (в даташите про это есть неприметная строчка). Конденсатор C15 входит в интегрирующую цепочку. Когда напряжение на нем достигает определенного уровня, полоса АПЧИФ переключается. Если конденсатор убрать, то никакой интеграции не происходит. Как только импульс совпадения кончается, полоса АПЧИФ снова делается широкая.

58

Re: Откуда берутся небылицы?

А, понял: перемычка была на mainboard, а из модуля синхро как раз этот 11 пин и выходил к ней. Так получается ?

59 Отредактировано avivanov76 (23-01-2022 19:58)

Re: Откуда берутся небылицы?

Ну да, 3-й контакт X1. Кстати, некоторые модули умели сами этот контакт сажать на землю. Во-первых, был модуль УМ-1-5 согласования с видеомагнитофоном. А во-вторых, был вариант блока выбора программ, который при выборе 6-й кнопки замыкал этот контакт на землю.