> А поскольку вьювера спрайтовских дисков нет - пока и не будет копать.
Есть экстрактор файлов из образа в отдельные файлы.
На старом сайте была куча вытащенных из образа текстов, сразу в HTML'е - я всё, что находил текстового на образах - публиковал.
Эмулятор тоже есть - запускай софт и смотри.
Игрушки же ты изучал ?
Что ты хочешь ещё vieweрить?
А софт для железок смысла не имеет, если нет железок самих.
А если они и есть, то и вьювер опять ни при чём: надо на реале это всё запускать.
--
Я сам не лез никогда глубоко в Спрайт, именно потому, что сама ос не привлекала.
1) Может быть софт и был, но его несравнимо меньше, чем для dos. Я думаю, даже Школьница имела больше ПО, чем Спрайт. Может быть написанное на РАПИРе относилось к малым формам, но прог -то было довольно много.
3) Под дос есть средства разработки. Бейсик, ассемблеры, РАПИРа. Даже несколько вариантов. Под спрайт, наверное, из реально используемого - только ассемблер. Дельта-паскаль есть, но я не встречал ни одной проги под него. Aztec-C работает автономно, но генерирует код тоже под дос.
4) Спрайт пытались выставить как более продуманную систему: драйвера устройств, произвольный доступ к файлам, по сути, она повторяет не то ранние ms-dos, не то поздний cp/m.
Но у неё и проблемы те же:
4a) Файловая система a'la FAT16. Это и не FAT16 и не dos33. Т.е. совместимости с ms-dos, например, не получили, а совместимость с dos33 сломали.
В структуре файловой системы есть что-то вроде одной копии таблицы FAT16 и вложенные каталоги, немного похожие на FAT'овские. Длина имени - 15 знаков.
Кстати, там было поле даты создания файла.
Проблема FAT на агате в том, что если VTOC-base файловая система dos33 распределённая по диску- разрушение отдельного трека ей мало грозит (если это не каталог, но и его не очень сложно частично восстановить по остальной информации). Да и каталог можно было без потери совместимости размазать по трекам. А у спрайта один трек (где-то в начале диска) - это таблица FAT, а второй - корневой каталог. Повреждение трека FAT - и капец всем файлам на диске.
Отдельным достиженем формата файловой системы спрайта можно считать наличие минимум двух вариантов адресации к файлу: через FAT или через напрямую к сектору. Т.е. адрес блока мог быть либо ссылкой на сам блок либо ссылкой на запись в FAT, которая уже будет указывать на цепочку номеров блоков. Возможно, сама идея была ещё шире - что-то вроде b-tree -поиск блоков файла.
Но в реале я встречал только два уровня:
case LB of
1: ProcSec(Cl);
2:
Repeat
Cl1:=tTSL(Disk[Cl])[TSH]; // Не совсем правильно названо, это не Трек-Сектор-List, а Block-List
if Cl1=0 then Break;
ProcSec(Cl1);
inc(TSH);
Until TSH=128;
else writeLn('LevelBS not in [1,2]');
И ещё полезное: адресация к блокам диска у спрайта - линейная. И это - правильно.
До этого к тому времени допёрли уже все операционки, если не в внешних интерфейсах (MBR, живая до недавного времени, имела CHS-адресацию, хотя уже давно эти поля никто не использовал), то, по крайней мере, во внутренних.
4b) Доступ к файлам у неё через FCB (file control block - у ранних ms-dos это было). Для современных программистов: сейчас мы с файлами работаем через хендлы или дескрипторы - т.е. некий небольшой идентификатор. Если даже его повредить, то ОС просто не сможет вам ничего сказать, кроме чего-то вроде "файл не открыт" или "неверный дескриптор". А FCB - это, фактически, техническое описание файла в памяти программы. Если вы его повредите, то куда операционка полезет за ним - не угадаете. Можно и данные на диске разрушить.
Интересно, что уже в Школьнице, которую разрабатывала та же группа Цикозы, для текстовых файлов было предусмотрено обращение через хендл. Но там были довольно примитивные возможности - прочитать или записать один байт. Соответственно, всё это было люто медленно.
И багов вокруг использования этих хендлов хватало.
С одной стороны: даже доступ через FCB - это было вроде как достижение по сравнению с dos33.
Но - с другой стороны - достижением это было потому, что не был документирован fileman - менеджер файловой системы dos33 (впрочем, он тоже работал через FCB).
У Спрайта оставалось два преимущества: заточка под агат, причем обе архитектуры и драйвера устройств. Но массовой она так и не стала. Возможно - не успела.
Возможно, для агатовских программистов была сложновата в использовании, а гиганских преимуществ для существующего железа не давала.