Тема: Ледокол "Ленин"
Привет!
Заинтересовался тут недавно такой штукой: ледокол "Ленин", построенный в конце 1950-х, эксплуатировался почти 30 лет, до 90-х. Ну к тому времени уже рессурс был выработан, были построены новые ледоколы, а из "Ленина" хотели сделать музей. Там перестройка с перестрелкой, дело затянулось, но вот недавно всё таки там открыли типа как бы музей. Почему "типа как бы": мне доводилось бывать и на ледоколе "Красин", который в Ленинграде и на иркутской "Ангаре", на "Авроре" и на кой каких ещё транспортах, ставших музеями. Так вот на них всех экскурсии охватывают гораздо больше разных частей. На "Ленине" показывают мостик, каюту капитана (даже салон капитана), медчасть, столовку и турбогенераторный отсек (где установлена паровая турбина и электрогенераторы). На ютубе уже есть ролики посетивших сей объект.
И всё. На палубы нельзя выйти - вдруг свалитесь, моторный отсек - нет, каюты матросов - нет, реакторный - только через окно, издалека... Может показывают - но, видимо, не всем или не всегда. А ведь судно огромное, о нём, наверное, можно часами рассказывать или просто разделить экскурсии по тематикам - кому что интересно.
Но меня тема заинтересовала и я попытался хоть что нибудь найти об этом судне. И вот что интересно - нету ничего. Вообще. Я думал - может какие-то методички, книги, ну на чём-то же моряков готовили, какие-то учебные материалы - нет ничего. Как будто и не было этого судна вовсе. Мне бы хотя бы найти какие-то общие технические обзоры ледоколов тех лет, просто интересно.
Вот представьте только: какая мощность электродвижков была у подводных лодок первой половины века ? Около 1 мвт. а тут каждый из трёх двиг - около 10 мвт (хотя даже эту цифру я только предполагаю из других известных цифр, точной инфы нет). Я вот даже слабо себе представляю систему управления таким двигателем. Ведь на мостике только небольшие ручки хода - несколько скоростей вперед, несколько назад. От мостика до блока управления, наверное, не одна сотня метров кабеля. Как передать сигнал управления от этих ручек до блока коммутации без искажений ? Что должен делать блок коммутации ? Переключать обмотки или группы обмоток ? Там ведь не то, что микропроцессорной техники нет, там, я думаю, и ШИМ-регулирование-то не применить. Гасящие резисторы ? Которые бы грели всё судно не хуже самого реактора ? Даже на такой простой вопрос я пока не могу найти ответа. Каким образом такая мощность подводилась: высокое напряжение и/или высокие токи ?
Про локомотивы полно инфы, про паровозы ещё больше, хоть сам собирай. Трамваи-троллейбусы тоже неплохо освещены. А вот тут только вопросы, и никаких ответов :(
Были ли вспомогательные турбогенераторы (стояночные) ? Как было организовано отопление ? Сколько было буксирных лебёдок ?....... Например, на Красине, если память не изменяет, была отдельная паровая машина для буксирной лебёдки, а на Анагре нам показывали отдельный вспомогательный котёл, использовавшийся на стоянках.
Ни у кого нет доступа в библиотеку какой нибудь морской академии ? :)