Тема: Повесть о "СКАТе", БК и "Агате".
Во время известных событий августа 1991 года я особо не задумывался о том, кто там и кому противостоит. Я мечтал: вот бы на фоне всей происходящей неразберихи приняли такой закон, чтобы в школу ходить было необязательно. Тогда можно было бы, например, в кино сниматься. На роль, подобно Саше Лойе, не возьмут без актёрского образования, но и массовки позволили бы хоть чуть-чуть разгрузить шеи взрослых, чтобы они поменьше напоминали об этом.
Один за другим проходили немногочисленные оставшиеся летние дни, но чуда не случалось. Вот и первое сентября наступило, и школы распахнули двери перед своими, как мне тогда казалось, жертвами. Вскоре ученики начали рассказывать о новом необычном телеканале, который присутствовал только в кабеле коллективной антенны, упорно не желая приниматься на комнатную.
Покрутив многооборотный подстроечный резистор, я обнаружил его. "НикКом". Или "НиКкоМ". А может, ещё как-нибудь. Не помню, какие буквы в его названии были заглавными, а какие строчные. Да и какая разница? Ведь в перерывах между фильмами показывали текстовую информацию с самого настоящего компьютера БК0010!
Один из текстов гласил, что на самом деле канал вещает на двух частотах. Одна в диапазоне МВ, вторая... нет, не ДМВ, это было бы слишком просто: телевизоров с поддержкой ДМВ-диапазона тогда уже было довольно много. А в гипердиапазоне, находящемся между МВ и ДМВ. Вот с ним советские телевизоры не справлялись, но не беда: можно арендовать у студии конвертер. Сначала мы довольствовались одним каналом, но года через полтора сдались и пришли в офис за прибором, заключив договор аренды.
Показывать фильмы студия начинала вечером, днём же шла только картинка с компьютера. Когда я болел и не посещал школу, мне доводилось наблюдать, как начиналось редактирование программы, формирующей выводимый текст. Обычно передатчик в это время выключали, но случалось, что забывали. Или делали вид. Из увиденного следовало, что БК был без дисковода, и программу периодически сохраняли на магнитофон. Текстовый редактор существовал и для такой конфигурации, но это ведь надо куда-то ехать за кассетой с ним. Поэтому на Бейсике редактировали даже многостраничные аннотации к фильмам. 10 PRINT, и так далее.
Случалось, компьютер ломался. Тогда выручала какая-то другая студия. Там проделывали то же самое, но на "Агате". Не помню, седьмом или девятом - поддерживались ли строчные буквы. Затем записывали на видеокассету и везли обратно в студию, сменившую к тому времени называние на "СКАТ". Так продолжалось несколько дней, пока БК не возвращался в строй.
Сотрудник студии, возивший видеокассеты, стопудово облизывался на этот "Агат". Дело не в характеристиках, дело в дисководе. "Агатов" без дисководов не бывает. И однажды такая машина на "СКАТе" появилась. И похоже, та самая - её могли выкупить у дружественной студии после перехода той на "Амигу" или PC.
Теперь БК и "Агат" использовались на "СКАТе" попеременно. Один комп чинят - другой работает, потом наоборот. Во время редактирования страниц передатчик, как и прежде, иногда не выключали, но происходило такое уже чаще.
Так удалось выяснить, что на "Агате" для этого пользовались не Бейсиком, хотя он был и там. А программой, разработанной специально для кабельных студий. Получалось намного быстрее, а возможность сохраняться на дискету дополнительно ускоряла работу. Также "Агат" позволял выводить объявления не только в перерывах между фильмами, но и одновременно с их показом - поверх изображения с видеомагнитофона.
Закончилось всё тем, что студия приобрела PC и стала безликой. То же самое рано или поздно происходило со всеми подобными студиями. Но эта история навсегда останется упомянутой здесь в виде всего одной строки:
"Кабельная студия ТК "СКАТ". Округ СВАО. Титровальная ЭВМ".