В те далекие теперь уже годы компьютер действительно был диковинкой даже на бытовом уровне, а понятие «персональный компьютер» вообще не существовало. Однако, правильно понимая тенденции времени, видя перспективы дальнейшего развития технического средства и связанные с ним новые возможности, консерватория организовала кафедру компьютеризации музыкального образования (позже – компьютеризации музыкальной деятельности), работа которой была прицельно направлена на данную область научных и практических знаний. Это было стратегически и тактически верно принятое решение, благодаря которому универсальное техническое средство стало адаптироваться областью сугубо эмпирических возможностей. Поэтому поисково-творческая деятельность заинтересованных данной проблематикой людей, работающих на разных кафедрах консерватории, стала основой взаимовыгодных научно-творческих контактов с кафедрой компьютеризации, благодаря чему были найдены рациональные «точки соприкосновения», казалось бы, полярных областей.
Участие в общевузовском процессе компьютеризации автора данной статьи – представителя кафедры музыкального образования и просвещения, многие годы целенаправленно занимающегося вопросами методики и практики преподавания музыкальных дисциплин, началось в 1986 году. Она была связана с созданием обучающих компьютерных программ по сольфеджио и музыкальной грамоте. Тогда сложился своеобразный «триумвират» экспериментаторов-разработчиков в лице зав. кафедрой компьютеризации музыкальной деятельности В. М. Цеханского как генератора идей и специалиста в области музыкальной психологии, меня как педагога-методиста и постановщика учебно-практических задач и студента-энтузиаста теоретико-композиторского факультета С. П. Полозова в качестве программиста. Он владел языком программирования «Рапира», на котором создавались первые в Новосибирской консерватории обучающие программы для отечественных ПЭВМ «Агат-2».
В течение полутора лет в свободное от работы время мы разработали три обучающих компьютерных программы – «Ритм», «Ноты» и «Звуки». Они предназначались для детей подготовительного – первого классов 5–7-летнего возраста и учитывали многие особенности современных методов обучения – использование деятельностно-практического, игрового и проблемного подходов, наглядности, самостоятельности и поэтапности в решении обучающих задач. И все это на музыкальном материале с использованием аудиовизуального ряда и анимации.
В данных программах мне как преподавателю курсов методики удалось реализовать и апробировать концептуально значимые идеи, связанные с организацией самостоятельной поисково-творческой деятельности детей в процессе применения технических средств обучения. Активное использование разработанных программ в процессе занятий студентов ТКФ с учащимися педагогической практики позволило утвердиться в правильности не только поставленных задач, но и путей и методов их решений. Изначально заданная «система координат» не только определяла названные выше компьютерные программы, но и все дальнейшие, разработка которых уже осуществлялась под моим руководством.
После отъезда В. М. Цеханского на кафедре компьютеризации появилась ПЭВМ «Агат-9». Мне руководством вуза было поручено делать новые программы. Вместе с техническим сотрудником кафедры и одновременно программистом И. Грушевым мы создали обучающую программу «Акцент»». Она продолжали идеи, заложенные ранее и реализованные в предыдущих экспериментальных образцах. Однако визуально-графическое воплощение в данной программе было менее интересным, чем ранее. Прежде всего, это было связано с отсутствием цветного монитора, что резко ограничивало обучающие возможности технического средства. Серо-бело-черные картинки создавали унылый эмоциональный настрой и никак не привлекали детей, несмотря на элементы анимации и возможности собственного деятельностно-практического участия в работе с ПЭВМ. Качество звука у обеих «Агатов» было одинаково не привлекательным и фактически антимузыкальным. Однако в то время это было не так важно. Главное, что можно было программировать высотную и ритмическую организацию звучания, и уже это было техническим достижением.
Данная разработка была более совершенной с точки зрения технических возможностей и объема памяти, а языком программирования была не школьная «Рапира», а уже более совершенный язык «Бейсик». Однако с точки зрения ребенка, обучающегося теоретико-практическим основам музыкального искусства, эти достижения новой техники не имели практического значения, ибо интерес общения с самим ПЭВМ был значительно снижен. Поэтому программа не была апробирована студентами ТКФ в практике преподавания музыкально-теоретических дисциплин с учащимися сектора педагогической практики, а по факту ее создания можно сказать, что неудачный опыт – это тоже опыт.
В учебном процессе по-прежнему были задействованы только самые первые программы. Они вызывали неизменный интерес звуком, цветом, элементами хотя и примитивной, но анимации. Получился своего рода эксперимент, который показал колоссальную роль для восприятия детей визуально-графических, цветовых и анимационных образов. Да и не только детей. Первые три программы были интересны и взрослым, поскольку в те годы использование ПЭВМ в учебных целях, да еще и в музыкальном образовании, расценивалось как диковинка. Подтверждением тому явились следующие факты.
Прежде всего – презентации педагогам ДМШ данных программ. Следует сказать, что они вызывали как повышенный интерес и восхищение, так и необоснованную эмоциональную реакцию отторжения и возмущения. И та, и другая психологически были обусловлены кардинальным изменением привычных форм и методов обучения, что с трудом укладывалось в сознании преподавателей. В соответствии с этим возникали полярные реакции приятия или неприятия новых возможностей, которые могут существенно ускорить процесс приобретения знаний, умений, навыков, а также стимулировать познавательные возможности учащихся.
Другой фактор, который в настоящее время никого не смущает, – это неизбежное при общении с компьютером воздействие облучения, дозированная работа с которым снимает эту проблему. Именно это в наибольшей степени беспокоило родителей, приводивших детей на занятия. Однако, как и в любой деятельности, везде необходима мера, о чем и сейчас стоит помнить.
Следует сказать, что детям наши программы очень нравились; их буквально невозможно было «оторвать» от монитора. Несмотря на возраст пользователей (5-6 лет), один час занятий за компьютером проходил незаметно, и родителям надо было приложить большие усилия, чтобы забрать детей домой.
Экспериментально было также проверено, что любовь детей к урокам музыки с использованием компьютера стабильно сохранялась в течение одного-полутора месяцев при условии двухразовых занятий в неделю. Затем наступало состояние «уравновешенного спокойствия». Лишь в единичном случае нами был зафиксирован эффект отторжения, обусловленный предварительным чрезмерным увлечением работой с компьютерными обучающими программами. Однако недели через три нежелание работать за компьютером исчезало, а интерес к нему восстановился. В этом мы со студентами убедились со всей очевидностью и пришли к выводу, что целиком и полностью посвящать урок занятиям с помощью ПЭВМ нельзя, поскольку первоначальный чрезмерно позитивный эффект перегружает психику ребенка и может смениться равнодушием, неприятием, а это уже влечет другие проблемы, в том числе и медицинские.
Успехом в начальный период внедрения ПЭВМ в учебный процесс можно считать профессиональную поддержку и признание, выразившуюся в интересе к данным разработкам со стороны Института информатики СО РАН СССР, где мне приходилось бывать с демонстрациями программ. Данными разработками заинтересовались и киножурналисты. Про наши программы и музыкальные занятия с детьми с использованием ПЭВМ в 1987 году сняли сюжет для киножурнала «Сибирь на экране», который, в традициях того времени, демонстрировался перед художественными фильмами во многих уголка страны.
Следующий этап создания обучающих компьютерных программ был связан не только с новым технических средством IBM PS и новыми языками программирования, коими были «Паскаль» и «Турбо Паскаль», но и выход за узкие рамки внутривузовской работы по созданию программного продукта. Это выразилось в том, что Новосибирская консерватория начала сотрудничество с Научно-исследовательского института высшего образования (НИИ ВО, г. Москва). Названное учреждение явилось заказчиком, а Новосибирская консерватория в моем лице руководителем и разработчиком обучающих компьютерных программ по музыкальной грамоте. Коллектив участников проекта был невелик, а мне пришлось не только выполнять административные функции, но и быть постановщиком задач, автором сценария и методистом, осуществлявшим апробацию. В состав творческой группы входили два инженера-программиста из ВЦ СО РАН – А. Л. Семенов и А. Г. Жарков.
Нами были созданы две модульные компьютерные программы «Музыкальный образ» и «Музыкальная азбука», которые суммарно включают пять обучающих программ – «Звуки», «Темп», «Настроение», «Ноты», «Альтерация». Работа с каждой из них проходила на нескольких уровнях – в режиме предъявления материала и его проверки. В отличие от предшествующих программ в драматургии их развития отсутствовал линейный принцип последовательности учебных тем, в результате которого нельзя было работать с новым материалом, не «прокрутив» предварительно уже пройденный. Каждая из трех первых программ строилась в «жесткой» последовательности сначала предъявления, а затем проверки усвоенного материала, и только после этого появлялась другая тема. Ученику было сложно вернуться к пройденному материалу еще раз и программу приходилось запускать заново.
Модульный принцип строения программ предполагал как в содержательном, так и в процедурном отношениях наличие определенных смысловых блоков, которые, с одной стороны, были связаны друг с другом, с другой – существовали вполне автономно. Данный принцип позволял гибко осуществлять процесс обучения, как на уроке, так и дома. Последовательная цепочка содержательно-смысловых действий выстраивалась учеником самостоятельно либо с минимальным участием учителя. Их учебно-познавательный алгоритм формировался вполне самостоятельно в зависимости от индивидуальных возможностей ученика. Безусловно, в сравнении с предыдущими программами это был значительный шаг вперед.