Поиграл вчера в Векторовскую версию, а потом в одну из Агатовских.
Да, кажется я поторопился назвать эту игру экономическим симулятором :)
Не знаю, как на нее реагировали игроки в 90-е, но сейчас она выглядит просто как стёб.
Наверное, разработчики пытались постебаться над капитализмом, но похоже, что игра стебётся в основном над игроком.
Прям с первых же вопросов. Вот спрашивается, нафига эти приколы над возрастом игрока?
Еще как-то можно понять нижнюю границу - информатику преподавали в 10-11 классах и возраст школьников обычно был не меньше 16 лет. То есть, в игре, типа, защита чтобы младшеклассники не играли (ну да, там проститутки упоминаются, игра 16+). Но почему после 60 нельзя играть?
В исходной игре (да, я нашел очень похожую игру, на основе которой скорее всего сделали эту) вопрос с возрастом решается гораздо проще - игра сама случайно назначает игроку возраст. И ничего при этом не спрашивает.
Дальше прикол с начальной суммой денег. Понятно, что с большой начальной суммой игра легко проходится, поэтому нельзя разрешать игроку иметь много денег. Но зачем вообще давать ему выбирать начальную сумму? Видимо затем, чтобы сразу урезать сумму и постебаться :) В исходной игре сумма назначается случайно, без вопросов.
Не сразу до меня дошло, что игрок начинает игру бездомным. Я все никак не мог понять, почему меня все время штрафуют за бродяжничество и сажают в тюрьму :) Заодно отнимая акции, вклады и бизнес. Что за фигня? Может, я живу в том баре, который купил :)
Интересно, что начальной суммы денег тупо не хватает на то, чтобы завести бизнес, который позволил бы сводить концы с концами. Акции и вклады денег приносят еще меньше. А главному герою еще и жить на что-то надо.
Короче, стандартный сценарий игры, видимо, состоит в том, что не на первом, так на втором году, не за бродяжничество, так за долги всё отнимут, и игра закончена :)
Усекли, граждане, желающие стать миллионерами?
(Если что, "усекли" - это цитата из игры.)
***
Теперь понятно, почему модификаций много - играть-то иначе невозможно :(
Помучившись с Векторовской версией взял из архива версию Voldemar0. В этой версии добрый дядя периодически отваливает деньжат, поэтому пройти ее можно. Я на первом же году получил от него миллиард, поэтому скупил все бизнесы, все акции, нанял всех наемных работников и вышел в плюс.
Но такой вариант тоже не идеальный. Во-первых, он читерский, а во-вторых, игра, кажется, вообще не рассчитана на оптимистичный сценарий. Например, каждый вид бизнеса можно купить только по одной штуке. С миллиардом-то можно было бы создать корпорацию, купить десяток заводов и получать прибыль миллиардами. Но нет. Не предусмотрено.
Короче.
Игра всеми способами намекает, что успех зависит в основном от генератора случайных чисел, а не от игрока.
Кроме того, сомневаюсь, что разработчики хорошо разбирались в капитализме, поэтому в экономике игры много спорных моментов.
Ясно же, что машина должна стоить намного дешевле, чем квартира. И нельзя покупать акции не имея счета в банке. И прибыльные акции не могут стоить дешево (тут у них курс от прибыльности вообще никак не зависит). Непонятно, почему тупо нельзя устроиться на работу :)
То, что игрока сразу сажают в тюрьму за долги - это вообще какой-то 19 век. В мире давно придумана процедура банкротства. В общем, экономический симулятор из игры так себе.
А раз экономика тут не главное, то что главное? Стёб? Надо искать версию, которую труднее всего пройти?
***
А что же с исходной игрой?
Где-то в середине 1970-х выходил журнал Creative Computing и там была опубликована игра Millionaire. В 1979 году журнальные статьи переиздали отдельной книжкой https://archive.org/details/More_BASIC_Computer_Games. Текст игры начинается на странице 104.
Игра более простая. Тут нет меню и все события выбираются случайно, но сами события во многом совпадают. Тут можно попасть в казино и выиграть или проиграть деньги. Можно получить наследство от дедушки. Можно покупать и продавать акции. Кроме того, могут происходить разные неприятности, типа ограбления дома, падения на него самолета или прохождения торнадо. Можно попасть в больницу с неведомой болезнью. Цель игры - набрать миллион. Важное отличие - игрок получает деньги за счет того, что работает. Но в общем все очень похоже, включая многие фразы. Кстати, похож и общий подход - упор на юмор и генератор случайных чисел :)
В общем, я думаю, "Президент" получился переделкой этой игры. Да, переделка капитальная, вполне могли быть и какие-то промежуточные варианты на других машинах, но сходство очень заметное. У книги мог существовать и русский перевод, так что стоит поискать.
P.S.: Кстати, страна в которой происходит действие оказалась вовсе не Америка, а Франция :) Название тюрьмы (Фор-Левек) взяли из "Трёх мушкетёров".