1 Отредактировано Voldemar0 (25-07-2022 08:11)

Тема: Видак на ремонте

Привет!

Знакомому сервиснику в ремонт видак притащили :)
Он повалялся пару-тройку недель и я его изъял, сказал - сам сделаю.
Модель: panasonic nv-mv6? (последнюю цифру не помню, но не суть).
Это шестиголовочник и поскольку у меня таких не было - это уже интересно.

Но самая нямка тут вот в чём:
я первый свой видак купил с первых степендий, году в 94. Денег в обрез, поэтому искал самый дешевый,
но именно "видеомагнитофон". Кто не в курсе: видаки делились на минимум 4 больших группы:

1) Видеоплейер: умеет только воспроизводить, писать не умеет.
2) Пишущий плейер: умеет писать с композитного входа (читай: с телека), но не более того.
3) Видеомагнитофон: умеет писать с композита и с эфира, причем имеет таймер, т.е. сам включается и пишет по расписанию.

Пункты 1-3 - это аппараты, обычно, с двумя вращающимися головами. Звук писался как в обычном мафоне, т.е. неподвижной головой вдоль ленты и был монофоническим.

4) Видеомагнитофон с 6 головами: тут звук пишется и читается (если есть запись) с вращающихся голов. Это даёт качество звука сильно повыше и плюс два канала - стерео.

Так вот я хотел конкретно 3 группу. Цель: запись с эфира того, что не попадает в сетку моего свободного времени и последующий комфортный просмотр "когда мне удобно". Соответственно, 6 голов мне не надо, а всё остальное - надо.
Ценники в среднем были - 1400 р за аппарат, но, побегав по магазинам, удалось найти одну модельку от филипса за 1200 р.
Что уже ложилось в имеющийся бюджет.

Этот видак отбегал у меня все рессурсы, я ему каждые пару лет менял прижимной ролик, в общем, свои деньги он отработал по полной. Причем без проблем (кроме ролика). Значительную часть жизни сидел на UPS'нике - свет в 90-е у нас иногда пропадал.

Затем, уже имея работу и некоторый финансовый рассвет, году в 2003, я купил ещё один видак: panasonic nv-mv20. Целью приобретения было некоторое упорядочивание (копирование) тех записей, которые хотелось сохранить, а заодно и запись двух каналов сразу (уже с женой жили). И сразу для него, за 100р, нашел в инете комплект сервис-мануалов. Очень хороший комплект; вроде бы в инете, в свободном доступе, он так и не появился.

Надо сказать, что панас и филипс отличались аж в два раза по потребляемой мощности: 11 ватт против 19.
Филипс заметно грелся области питальника, даже в standby, а панас был холодным даже в работе.
При этом панас ещё и имел более шуструю перемотку ленты.
Оба БП были собраны по схеме блокинг-генераторов.

Когда я залез в схему панаса, обнаружил необычное:
1) Его БП не имеет привычной антизвонной цепочки (обычно резистор + диод + кондёр параллельно первичной обмотке).
Там стоит группа из двух кондёров, полевика и небольшой дополнительной обмотки на трансе. Транзистор открывается на время обратного хода и шунтрирует основную обмотку здоровым кондёром. Когда обратный ход подходит к завершению (напряжение сильно падает) транзистор закрываетя. В результате напряжение на первичке имеет резкие нарастания/спады, а сверху - форму колокола.
2) Есть отдельный транзистор, блокирующий силовой ключ при превышении тока истока. Но это, скорее, функция защиты, в основном, работающая в момент отключения БП от сети (когда напряжение на входном кондёре начинает сильно падать и импульсы растягиваются).

Ну и когда я увидел почти "брата" своего видака, да ещё и в версии с 6 головами, то не удержался и выцарапал его себе для изучения.

Со слов владельца: много-много лет назад, так много, что никто и не помнит когда, после грозы, видак этот выключился.
С тех пор он давно валялся, но хотелось решить этот вопрос и поэтому владец всё таки пришел к нам.

Вскрытие (уже в нынешнее время) обнаружило горелый предохранитель. После замены предохранителя новый сдох вновь.
Дальше, уже со слов ремонтника, был найден горелый варистор на входе, после его замены КЗ вроде как не было, но очередной предохранитель опять сдох.

Когда я притащил аппарат к себе, всё стало совсем странно: он нормально запускался "через лампочку", работал как на холостом ходу так и при полной нагрузке БП. Поскольку у меня был свой аппарат с точно таким же БП, я тщательно снял и сравнил осцилограммы работы блоков - совпадение почти идеальное - едва ли разброс был процентов 5 (ради того, чтобы увидеть эти осцилограммы, уже стоило взятся за этот ремонт). В том числе я сравнил и работу на старте (первые импульсы после подачи питания) и в конце - при отключении от сети. Была отчётливо видна работа как ограничителя тока ключа так и работа транзисторной антизвонной цепочки.

В итоге я решился включить его напрямую в розетку и - всё отлично, ничего не сгорает.
В чём дело было - так и не понял. Есть ненулевая вероятность, что первый предохран сдох из-за перегрузки варистора и грозы.
А вот последующие предохранители, уже при ремонте, возможно, гибли из-за длительного неиспользования электролита на входе. Возможно, поработав "через лампочку" он прошел что-то вроде электроформовки и у него упали токи утечек. Есть такой процесс у электролитов, я с ним сталкивался в ламповой технике, но в полупроводниковой вижу впервые. А может дело в чём-то другом...
Вроде там 33 мкф, а предохранитель 1.6 ампера (номинал непривычный, так что могли ставить 1 или 2 ампера).

В общем, после сборки видак отработал уже с час, покрутил на нём пару кассет. Вроде всё работает.
Теперь хочу поиграть с его стереоканалом - оценить качество звука. Где-то у меня лежала кассета с клипами Mylene Farmer, возможно, там как раз стерео...

2

Re: Видак на ремонте

Интересная классификация, я так понимаю у 4 класса звук должен писаться и читаться и неподвижной головкой тоже?
Для совместимости с другими? Или нет?

3 Отредактировано Voldemar0 (25-07-2022 19:11)

Re: Видак на ремонте

Да, совместимость само собой. Вращающиеся звуковые головки пишут FM-модулированный сигнал (несущие 1.4 и 1.8 МГц). Обычная головка пишет некий микс из двух каналов, никакой модуляции.
Если вращающихся звуковых голов нет, то у видака только один звуковой вход и выход.

Этот режим (с записью звука вращающейся бошкой) называли ещё "Stereo Hi-Fi".

Моно голова писала так себе (только голос) - лента же движется медленно, вроде бы 4.75 см/с, это качество обычного кассетника, т.е. там выше 12-14 КГц не прыгнуть без каких-нибудь изощрённых средств, вроде динамического подмагничивания. А вращающиеся головы писали полную полосу: 20-20000 Гц. Поэтому "Hi-Fi" не забывали добавлять в надписи на кассетах.

--

А вообще, количество голов менялось в разных поколениях видаков.
Если не ошибаюсь, базовый вариант: две головы для изображения.

Потом были трёхголовые - это чтобы можно было на паузу ставить (лента остановлена, а БВГ вертится - на экране замершая картинка).
Поскольку лента остановлена, головы летают не точно над дорожкой, а чуть со смещением. Получается несколько горизонтальных помех на картинке. Так добавили третью голову, которая как раз читает там, где две другие пролетают мимо (т.е. третья чуть смещена). Потом, вроде бы, как -то вырулили из этой ситуации и снова вернулись к двум головам, но как - не помню уже.

Дальше - быстрая перемотка без разрушения изображения. Опять же - две головы не попадают на дорожки.

Потом ещё несколько скоростей: SP, EP, LP (standart play, long play, extra long play).
Вроде бы больше 6 голов я не слышал.

--

Конструкция видаков, те задачи, которые ставились, сложности и решения - это, наверное, пик наворотов в деле магнитной записи, никакие флоппи-диски тут рядом не валялись. Наверное, современные жесткие диски только с этим сопоставимы, но про видаки было много книг и это был единый стандарт. А про винты - увы - мы знаем крайне мало :(((

4

Re: Видак на ремонте

Такая вот пиратка. Всего 4 клипа из кучи заявленных, наклейка "27мин" (их реально 27) и обложка от PolyGram. А в конце некое "(c) тутархамон видео" и ещё позднее "disk ended" :)

Но звук реально хорош.
И ещё: щелчки на виниле все помнят? Тут тоже свой тип помех: изредка, на какую-то десятую секунды, звук иногда пропадает. Немного похоже на виниловые щелчки, но гораздо более мягкие и тихие. Встречаются группами.

Сразу за этой записью я дописывал ещё немного на своём видаке и этот переход очень ощутим: сразу становится заметным шум ленты (соотношение сигнал/шум у стандартной записи заметно хуже, чем у Hi-Fi с вращающихся головок).

Post's attachments

Attachment icon DSC_3830s.jpg 128.58 kb, 72 downloads since 2022-07-25 

5 Отредактировано Prol (26-07-2022 00:11)

Re: Видак на ремонте

У меня jvc многоголовочный, у него фишка, что он вставляет фрагменты записи без помех в изображении и звуке. Ну и пауза и быстрая перемотка без помех. До сих пор жив, только кассету без сторонней помощи не отдает. Наверное какой пассик сдох.

6 Отредактировано Wierzbowsky (26-07-2022 20:58)

Re: Видак на ремонте

Я недавно нашёл на местной помойке несколько почти новых хороших видеокассет и решил сунуть одну в свой комбайн (DVD+video) LG, так как помнил на ним некоторые глюки. В итоге начались такие странности, что кассету пришлось доставать сняв крышку корпуса. Причём ни пассики, ни другие элементы повреждены не были. Почесав репу, полез в гугл.

Оказалось, что на плате есть "вертушка" с группой контактов под ней и в зависимости от её положения включаются те или иные режимы работы. Так вот, за 10 лет контакты, видимо, окислились и видак не знал какой режим ему включать. И получалась дикая смесь режимов. Он даже подмотку ленты не делал перед выкидываем кассеты, с соответствующим результатом...

Немного WDшки под "вертушку" - и всё заработало. Но непонятно надолго ли этого хватит. А разбирать и чистить контакты было влом. Так что зажёванная кассета будет вновь использована для проверки видака "на вшивость", когда в нем возникнет очередная надобность.

7

Re: Видак на ремонте

Prol пишет:

У меня jvc многоголовочный, у него фишка, что он вставляет фрагменты записи без помех в изображении и звуке.

Во! У обычного видака две видеоголовки на барабане. Для Hi-Fi звука добавляются еще две. А оставшиеся две - это стирающие головки.

У обычного видака лента от стирающей головки до барабана с видеоголовками ползет несколько секунд. Поэтому, если имеющуюся запись поставить на паузу и начать записывать что-то другое, то будет либо несколько секунд "снега", либо наложение старой записи на новую.

А шестиголовочный видак позволяет делать видеомонтаж - вклеивать кусок другого видео без стыков. В общем, это уже полупрофессиональный аппарат.

Voldemar0 пишет:

я первый свой видак купил с первых степендий, году в 94

Богатенький Буратино :) У меня первые два курса вся стипендия целиком шла на прожор :)
Я так и пропустил видаки как класс - когда финансы стали позволять, уже вовсю DVD шли, а видаки никто не брал.
Правда, на ремонт мне однажды дали видеоплеер. Дефект был очень смешной - оборвалась дорожка к ТВ-модулятору.

Voldemar0 пишет:

Моно голова писала так себе (только голос) - лента же движется медленно, вроде бы 4.75 см/с, это качество обычного кассетника, т.е. там выше 12-14 КГц не прыгнуть без каких-нибудь изощрённых средств, вроде динамического подмагничивания.

Не могу не позанудствовать :) Это в кассетнике 4,76 см/с. В видаке в режиме PAL стандартная скорость 2,339 см/с. Полоса частот там была 100-8000 Гц. И, кстати, никакое динамическое подмагничивание тут не поможет. Самая высокая записываемая частота определяется как отношение скорости ленты к ширине рабочего зазора головки. У большинства головок ширина зазора была 3 микрона, поэтому 23,39 / 0,0003 = 7797 Гц. Дальше как ни подмагничивай, проку не будет.

8 Отредактировано Voldemar0 (27-07-2022 06:31)

Re: Видак на ремонте

> Богатенький Буратино :) У меня первые два курса вся стипендия целиком шла на прожор :)

Я че-то сам уже не пойму, как это вышло :)
Ещё один факт из тех лет: покупка мультиметра m830. Это именно Mastech, на настоящией (не "капле") микрухи от JVC (?). Он стоил 50 р, а степендия у меня была 14р. И я точно на него просил донат у родителей. Кстати, очень этот мульт был во время куплен: мне как раз тогда притащили на ремонт "Арктур 004", там с усилками выходными были проблемы, а питание у них двуполярное, прибор типа "Школьный" с этим не справлялся. Я тогда долго с ним возился, пока постепенно не выработал методику ремонта такого усилителя. В итоге сделал, даже с месяц потом его слушал :) Классный аппарат.

Поэтому откуда возникли деньги на видак - даже не представляю. Возможно, это было уже через пару лет, когда инфляция стала  накидывать нули. Помню только точно, что куплен аппарат был без участия родителей, они о нём не знали даже первые месяцы (он стоял где-то скрытно  и, поскольку своего телека у меня не было, вещал он на монитор 15ие с самодельной схемой синхродетектора на 174ха11). Т.е. одной из целей этого видака был также приём эфира и конвертация в композит.

А, да: в старших классах школы я уже получал зарплату, вполне официально. Потом работу бросил на 1-2 курсы, а с 3-го снова работал. Компы в своей школе бывшей ремонтировал. Скорее всего отсюда деньги. Где-то даже фотография первой зарплаты лежит. Потому что степендии у меня не было курса со 2-го. Как-то изредка то была то не было.


> У большинства головок ширина зазора была 3 микрона, поэтому 23,39 / 0,0003 = 7797 Гц. Дальше как ни подмагничивай, проку не будет.

А как у обычных кассетников вытягивали полосы едва ли не до 20 кгц с динамическим подмагничиванием ?

9

Re: Видак на ремонте

Voldemar0 пишет:

А как у обычных кассетников вытягивали полосы едва ли не до 20 кгц с динамическим подмагничиванием ?

Это же цельная диссертация :) Вообще, кассетники первым сделал Philips в 1963 году и тогда полоса заканчивалась на 10 КГц. К 20 КГц, как я понимаю, подбирались с трех сторон: со стороны головок, со стороны ленты и со стороны всяких примочек, типа компандерного шумоподавления и динамического подмагничивания.


С головками более-менее просто: чем меньше ширина рабочего зазора, тем выше верхняя частота. Проблема только в том, что большой зазор нужен для записи - чтобы намагнитить ленту на достаточную глубину. Желательно 4-5 микрон.

А вот для воспроизведения 4-5 микрон это много, потому что есть "эффект зазора". При записи на ленту у каждой частоты получается своя длина волны. Например, для частоты 10 КГц получается длина 47,6 мм / 10000 Гц = 4,76 микрон. А если длина волны на ленте совпадает с шириной зазора, то головка воспроизведения выдаст 0 на выходе. Ну и по мере приближения длины волны к ширине зазора чувствительность головки падает.

В большинстве кассетников головка была универсальная: для записи и воспроизведения. И ширина зазора у нее выбиралась из компромисса между качеством записи и воспроизведения. Чаще всего было 2-3 микрона. Поэтому полоса у таких кассетников была не больше 12 - 18 КГц.

В самые дорогие аппараты ставили раздельные головки. Там у головки записи зазор был 4-5 микрон, а у головки воспроизведения доходил до 1 микрона. И там теоретически полоса получалась килогерц до 35.


Похожая ерунда с магнитной лентой. Если размер частиц в магнитном слое будет больше, чем ширина зазора, то частоту будет ограничивать уже лента. Но тут производители практически сразу вышли на размер частиц меньше микрона, так что проблемы полезли с другой стороны.

Основная проблема обычных лент (Type I) - высокий шум. Они не слишком хорошо намагничиваются, поэтому уровень сигнала при воспроизведении самый маленький. Причем, поскольку высокие частоты записывать труднее, то и наибольший шум при воспроизведении тоже будет на высоких частотах. И во всех магнитофонах АЧХ специально была "завалена" на верхних частотах, чтобы снизить уровень шума.

Позже появились "хромовые" (Type II), двухслойные (Type III) и металлопорошковые (Type IV) кассеты, которые при том же токе записи давали больший уровень сигнала при воспроизведении. Это снижало шум и позволяло не "давить" так сильно верхние частоты. Кассетники с поддержкой таких кассет сразу получали добавку килогерца в 4 к верхней частоте (при условии, что зазор частоту не ограничивает).


Ну и наконец были придуманы такие примочки как компандерное шумоподавление (Dolby B, C) и динамическое подмагничивание (Dolby HX, HX Pro).

Компандерное шумоподавление - это сжатие динамического диапазона сигнала компрессором при записи, а затем его восстановление экспандером при воспроизведении (отсюда название - "КОМпрессор + эксПАНДЕР"). Фактически, уровень верхних частот при записи повышается, а потом, при воспроизведении, уменьшается (вместе с шумом). Шума снижается на 10-15 дБ, а заодно для тихих сигналов (-10 -20 дБ) "выпрямляется" АЧХ https://commons.wikimedia.org/wiki/File … alysis.png в результате чего там действительно можно услышать 20 КГц.

Динамическое подмагничивание - это способ вытянуть еще несколько дБ выходного уровня при записи.
Если построить график намагниченности ленты в зависимости от магнитного потока, создаваемого головкой записи, то получится нифига не прямая линия :) http://hccc.org.uk/nobias.png
Слабые сигналы вообще не будут записываться, средние будут записываться нормально, а при сильных сигналах лента уйдет в насыщение.
Чтобы избежать этого безобразия было придумано подмагничивание - добавление при записи переменного тока, который смещает сигнал в линейную область графика. Проблема тут в том, что высокочастотные сигналы - они сами себя подмагничивают :) И когда ток подмагничивания фиксирован, лента уходит в насыщение раньше, чем могла бы.

При динамическом подмагничивании ток подмагничивания уменьшается, когда есть сильный высокочастотный сигнал. Это позволяет записать сигнал с большим уровнем, чем при обычном подмагничивании. Правда, это заодно портит качество записи низкочастотных составляющих. А поскольку управление током подмагничивания делается регулированием напряжения питания генератора стирания/подмагничивания, то еще и качество стирания портится. Ну и моменты срабатывания системы могут быть слышны на слух. В общем, исходный вариант Dolby HX не взлетел. Косяки убрали в Dolby HX Pro, но у нее и эффект был всего 4-5 Дб.

Насколько хорошо работала отечественная СДП-2 - без понятия. Там заявлено, ни много ни мало, что можно получить улучшение 12 Дб на любом магнитофоне с обычной лентой Type I. Звучит сомнительно. Во-первых, обойти "эффект зазора" законы физики не дадут. Значит, ставить СДП надо в магнитофон не ниже 2 класса. Лента Type I хуже переносит перегрузки, так что есть риск вместе с расширенным частотным диапазоном получить дополнительные нелинейные искажения на громких местах. Ну и в статье у Сухова написано, что АЧХ надо мерять при уровне -10 Дб. То есть, эти 20 КГц будут не всегда, а только при негромких сигналах.

10 Отредактировано Voldemar0 (28-07-2022 07:10)

Re: Видак на ремонте

> Это же цельная диссертация :)

Т.е. если коротко: записать чистый синус фиксированного уровня легко, даже если частоты высокие.
Задачи которые решались динамическим подмагничиванием и компандерами - это добиться ровной АЧХ для сигналов разных уровней, при минимальном уровне шумов.
Я правильно понял?


>  Там у головки записи зазор был 4-5 микрон, а у головки воспроизведения доходил до 1 микрона. И там теоретически полоса получалась килогерц до 35.

Интересно. Я в те годы считал, что две головы - это для "сквозного канала", т.е. чтобы сразу слышать то, что фактически записалось на ленту, и, таким образом, упростить настройку уровней, АЧХ и прочего.

Как-то такую голову встретил в продаже, купил, но радикально копатся в магнитофоне было лень и я её подарил знакомому, в надежде, что он доведёт до ума. Но он тоже так и не попробовал её в работе :(


>  (отсюда название - "КОМпрессор + эксПАНДЕР")

Там ведь не просто другая АЧХ, была какая-то адаптивность, т.е. изменение АЧХ канала в зависимости от спектра входного сигнала?

11

Re: Видак на ремонте

Voldemar0 пишет:

Я в те годы считал, что две головы - это для "сквозного канала", т.е. чтобы сразу слышать то, что фактически записалось на ленту, и, таким образом, упростить настройку уровней, АЧХ и прочего.

В школе на катушечниках в основном для этого и использовали, на микшере подстраивали источник звука под конкретную ленту.

12

Re: Видак на ремонте

Voldemar0 пишет:

Т.е. если коротко: записать чистый синус фиксированного уровня легко, даже если частоты высокие.
Задачи которые решались динамическим подмагничиванием и компандерами - это добиться ровной АЧХ для сигналов разных уровней, при минимальном уровне шумов.
Я правильно понял?

Да. Правда чистый синус можно записать не любого уровня. Вот я картинку нарисовал того, что можно записать. Все, что попадает в синий четырехугольник - можно записать и воспроизвести. Выше уровня насыщения ленты и ниже уровня шума - писать можно, но услышать потом будет нельзя.

Проблема тут в том, что получается не прямоугольник, а трапеция. А шумы в высокочастотной области более заметны, поэтому на слух там нет -60 Дб. И все примочки разными способами пытаются во-первых убрать шумы, а во-вторых использовать площадь трапеции по максимуму.

Собственно, простейшая коррекция была с самого начала - уровень высоких частот при записи немного повышался, а в усилителе воспроизведения высокие частоты наоборот, "заваливались" и это давало эффект снижения шума (вторая картинка).

Voldemar0 пишет:

Интересно. Я в те годы считал, что две головы - это для "сквозного канала", т.е. чтобы сразу слышать то, что фактически записалось на ленту, и, таким образом, упростить настройку уровней, АЧХ и прочего.

"Сквозной канал" - это бонус :) (А также бесплатный ревербератор, если сигнал с выхода подать обратно на вход :)
Если в справочнике посмотреть, то видно, что там не только разная ширина зазора но и индуктивность. Для головки воспроизведения выгоднее иметь обмотку с большим количеством витков - чувствительность выше. А при записи это создает проблему: индуктивность получается высокая и чтобы записать высокие частоты нужно большое напряжение на выходе усилителя записи.

У меня в школьные годы был ламповый катушечник и справочник радиолюбителя. Адская смесь :) Что я там только не пробовал - какие-то малошумящие лампы втыкал, головки менял, с АЧХ черти что делал. Конфетки не получилось, но опыт был получен немалый :)

Voldemar0 пишет:

Там ведь не просто другая АЧХ, была какая-то адаптивность, т.е. изменение АЧХ канала в зависимости от спектра входного сигнала?

Не в зависимости от спектра, а в зависимости от уровня сигнала. Типа, такой эквалайзер, у которого настройки зависят от громкости. Если сигнал слабый, высокие частоты повышаются сильно. А по мере приближения к максимальному уровню сигнала подъем высоких частот сходит на нет.

У компандеров вся эта коррекция при воспроизведении делается в обратную сторону. А динамическое подмагничивание работает только при записи.

Post's attachments

tape1.png, 9.98 kb, 552 x 361
tape1.png 9.98 kb, 118 downloads since 2022-07-28 

tape2.png, 12.66 kb, 552 x 361
tape2.png 12.66 kb, 113 downloads since 2022-07-28