1 Отредактировано Voldemar0 (16-01-2019 20:54)

Тема: Ледокол "Ленин"

Привет!

Заинтересовался тут недавно такой штукой: ледокол "Ленин", построенный в конце 1950-х, эксплуатировался почти 30 лет, до 90-х. Ну к тому времени уже рессурс был выработан, были построены новые ледоколы, а из "Ленина" хотели сделать музей. Там перестройка с перестрелкой, дело затянулось, но вот недавно всё таки там открыли типа как бы музей. Почему "типа как бы": мне доводилось бывать и на ледоколе "Красин", который в Ленинграде и на иркутской "Ангаре", на "Авроре" и на кой каких ещё транспортах, ставших музеями. Так вот на них всех экскурсии охватывают гораздо больше разных частей. На "Ленине" показывают мостик, каюту капитана (даже салон капитана), медчасть, столовку и турбогенераторный отсек (где установлена паровая турбина и электрогенераторы). На ютубе уже есть ролики посетивших сей объект.

И всё. На палубы нельзя выйти - вдруг свалитесь, моторный отсек - нет, каюты матросов - нет, реакторный - только через окно, издалека... Может показывают - но, видимо, не всем или не всегда. А ведь судно огромное, о нём, наверное, можно часами рассказывать или просто разделить экскурсии по тематикам - кому что интересно.

Но меня тема заинтересовала и я попытался хоть что нибудь найти об этом судне. И вот что интересно - нету ничего. Вообще. Я думал - может какие-то методички, книги, ну на чём-то же моряков готовили, какие-то учебные материалы - нет ничего. Как будто и не было этого судна вовсе. Мне бы хотя бы найти какие-то общие технические обзоры ледоколов тех лет, просто интересно.

Вот представьте только: какая мощность электродвижков была у подводных лодок первой половины века ? Около 1 мвт. а тут каждый из трёх двиг - около 10 мвт (хотя даже эту цифру я только предполагаю из других известных цифр, точной инфы нет).  Я вот даже слабо себе представляю систему управления таким двигателем. Ведь на мостике только небольшие ручки хода - несколько скоростей вперед, несколько назад. От мостика до блока управления, наверное, не одна сотня метров кабеля. Как передать сигнал управления от этих ручек до блока коммутации без искажений ? Что должен делать блок коммутации ? Переключать обмотки или группы обмоток ? Там ведь не то, что микропроцессорной техники нет, там, я думаю, и ШИМ-регулирование-то не применить. Гасящие резисторы ? Которые бы грели всё судно не хуже самого реактора ? Даже на такой простой вопрос я пока не могу найти ответа. Каким образом такая мощность подводилась: высокое напряжение и/или высокие токи ?

Про локомотивы полно инфы, про паровозы ещё больше, хоть сам собирай. Трамваи-троллейбусы тоже неплохо освещены. А вот тут только вопросы, и никаких ответов :(

Были ли вспомогательные турбогенераторы (стояночные) ? Как было организовано отопление ? Сколько было буксирных лебёдок ?....... Например, на Красине, если память не изменяет, была отдельная паровая машина для буксирной лебёдки, а на Анагре нам показывали отдельный вспомогательный котёл, использовавшийся на стоянках.

Ни у кого нет доступа в библиотеку какой нибудь морской академии ? :)

2

Re: Ледокол "Ленин"

Судя по каталогу РГБ, про Ленин достаточно много публикаций.
Вот например есть электронная версия одной из книг http://kolanord.ru/html_public/col_avto … index.html
Там даже упоминается цифровая система с АЦП в 1024 канала ;)

Я бы очень хотел побывать в Мурманске и сходить на экскурсию на ледокол.

3 Отредактировано avivanov76 (17-01-2019 01:28)

Re: Ледокол "Ленин"

Voldemar0 пишет:

Что должен делать блок коммутации ? Переключать обмотки или группы обмоток ? Там ведь не то, что микропроцессорной техники нет, там, я думаю, и ШИМ-регулирование-то не применить. Гасящие резисторы ? Которые бы грели всё судно не хуже самого реактора ?

Так, наверное, проще количество пара, проходящего через турбину регулировать? Какой-нибудь сервомотор и вентиль?

А чтобы аналоговый сигнал не собирал наводки, можно его через дифференциальную пару подать. Помехи с обоих проводов и вычтутся.

4

Re: Ледокол "Ленин"

Объём пара через турбину наверняка регулируют, но мне кажется, что это более медленный процесс, чем дёрнуть питание эл-двигателя напрямую. У турбины же выбег довольно приличный - если только её регулировать, получится весьма инерционная система.

Спасибо за книжку :)

5

Re: Ледокол "Ленин"

Прочитал книжку, но описания технической стороны там тоже не много.

Подобрал по ней список литературы, буду искать:

Адрианов А.А. Система охлаждения главных машин атомных ледоколов.  Труды ГМА имени Макарова, кафедра СЯУ, 2007
Агафонов И.А. Электроэнергетическая система ледокола Ленин.  Судостроение, 1961,  8, с. 30  33
Арнольд О.А. Архитектурное оформление помещений атомного ледокола Ленин.  Судостроение, 1961,  8, с. 14  18
Березин П.П. Новое в системах на атомном ледоколе Ленин.  Судостроение, 1961,  8, с. 34  38
Брандаус А.И., Юдовин Б.С. Энергетическая установка атомного ледокола Ленин - Судостроение, 1961, 8, с.21  30
Люш Д.В. Средства связи, наблюдения и управления атомного ледокола Ленин - Судостроение, 1961, 8, с. 18  21
Назаров Ю. Хлеб романтики. Пожарное дело, 1966, N 11, с. 8-9.
Филатов Э. Об использовании картосличительной приставки Пальма. - Морской флот, 1967, N 1, с. 23-24.

Может, там что-то мелькнёт, хоть ссылка на другие источники.

6

Re: Ледокол "Ленин"

Сегодня было нечем заняться, сходил в библиотеку и отфотографировал журнал Судостроение, 1961, 8.
Оказывается весь номер был посвящен Ленину, есть интересные статьи, а к некоторым еще и дополнительные ссылки на литературу.
https://yadi.sk/i/-7mxf7sFaL-p2w файл получился жирный но зато можно увеличить и рассмотреть детали.

7

Re: Ледокол "Ленин"

Спасибо! Я кой какие статьи уже нашел.

Силовая установка, как оказалось, не особо сложно устроена:
На Ленине генераторы постоянного тока (в дальнейшем ставили переменники с выпрямителями - это позволило отказаться от редукторов между турбиной и генераторами).
Движки везде постоянники, коллекторники.
Каждый двиг имеет две отдельных секции.
Регулировать ход можно либо комбинируя секции либо управляя током обмотки возбуждения генератора.
Регулировки релюшками, позднее также тиристорами (а может и сразу тиристоры были, не запомнил).
Напряжение чуть меньше 1000 вольт, ну а токи - сами понимаете.
От генераторов до двигов токопроводы.
Они же шунты контроля токов.

Если всё совсем плохо - есть электрогенаратор с дизелем.
Но основная плюшка атомохода - большая автономность, так что топлива для дизеля, скорее всего, не очень много.

Вообще, электросетей на борту несколько, что не удивительно. Есть сети как переменного, так и постоянного тока.

Основные проблемы при эксплуатации были с реактором, причем больше всего с охлаждением и вообще с водяными контурами. Косяков в работе электрочасти было или мало или совсем не было - как-то про них не упоминалось.