Спасибо за фантастически полезное видео! Несколько вещей, которые я из него вынес, и которые я никогда не видел в других местах:
1) Режим Double Hi-Res истинно 140х192, с точными границами пикселей и без артефактов на стыках.
2) RGB плата поддерживает совмещение цветного режима 140х192 и чёрно-белого режима 560х192 в любом месте экрана. Подозреваю, что для переключения режимов используется старший бит байтов цвета, который в композитном режиме игнорируется. Это видно в демке, которая рисует линии в режиме 560х192, а затем моментально переключает всю картинку в 140х192. Композитный монитор никак не реагирует на это переключение, продолжая интерпретировать линии как месиво цветов.
Даже если я прав, остаются вопросы. Каждый байт содержит 1 и 3/4 пикселя. Т.е. в каждом байте есть 1 полный пиксель и 1-2 неполных. Только группы из 4 байт содержат по 7 полных пикселей каждая. Возможно, переключение режимов поддерживалось только такими 7-пиксельными блоками.
3) Композитный монитор на сплошных цветах всегда показывал что-то вроде решётки. Никогда нигде я не видел описания этого эффекта. Наверное, это связано с тем, что на реальном телевизоре строк вдвое больше и используется чересстрочная развёртка. У меня сложилось впечатление, что заливка цвета работает только на одном полукадре, а на другом цвета показываются вертикальными полосками. Но ведь в композитном сигнале заливку не делают специально, она получается в аппаратуре NTSC автоматически... Совершенно не понимаю, как могла получиться такая картинка.
Другое возможное объяснение -- перегрузка сенсора камеры. У цветных пикселей в композитном режиме меняется яркость, потому что по факту там чернота, просто телевизор интегрирует сигнал яркости и не успевает полностью погасить луч. В самых ярких местах получается отсвет вверх и вниз от траектории луча, а камера переэкспонирована, сенсор входит в насыщение и показывает этот эффект гораздо сильнее, чем он есть в реале.
И даже на RGB мониторе видно чересстрочные артефакты. В картинках с чёрным текстом на белом фоне видно, что на одном полукадре пространство между буквами совершенно белое, но на другом оранжевое или голубое, причём на довольно большом расстоянии. Возможно, опять дефект съёмки на камеру с плохо подобранной экспозицией.
Ещё выглядит так, как будто полукадры сильно смещены по горизонтали -- примерно на размер HiRes пикселя. Может это быть из-за того, что тайминг контроллера не попадает идеально в частоту полукадров? Но ведь у каждого поля свой синхроимпульс, развёртка должна начинаться в нужный момент независимо от тайминга контроллера... Опять не понимаю.
Post's attachments
composite_grid.png 336.34 kb, 171 downloads since 2021-09-25
rgb_artifacts.png 61.85 kb, 163 downloads since 2021-09-25