1

Тема: Вывод Apple //ee Double Hi-Res на монитор

Знающие люди, подскажите. Как в Apple //ee был сделан вывод Double Hi-Res режима на монитор? Понятно, что им надо было эмулировать цвета, которые получались сами собой на NTSC телевизоре. Но это можно сделать разными способами. Меня интересует максимально точная эмуляция этого режима.

В оригинале видео-контроллер Эпла генерил строку из 560 бит и запускал их прямо в видеосигнал. Телевизор выполнял аналоговую свёртку этой последовательности, вычисляя моментальную амплитуду и фазу, и на этой основе порождал яркость и цвет. Аппаратура для монитора тоже должна выполнять аналогичную свёртку, но уже в цифровом виде.

Например, сколько цветных пикселей аппаратура генерила в строке? Как варианты -- 140, 280, 560 все дают приемлемый результат, и у каждого есть недостатки.

2

Re: Вывод Apple //ee Double Hi-Res на монитор

Сложный вопрос.

Пока я понял, что для Apple выпускались два типа цветных мониторов:
1) композитный монитор https://mirrors.apple2.org.za/Apple%20I … r/Manuals/, в который просто втыкался композитный выход. А монитор содержал декодер NTSC, как в телевизоре.

2) RGB монитор https://madeapple.com/applecolor-monitor-100/. У него был 15 контактный разъем, на который нужно было подать RGB сигнал.

Сам Apple IIe RGB сигнал формировать не умел. Чтобы к нему подключить RGB монитор нужна была специальная плата: https://applerescueofdenver.com/product … -rgb-card/

Схемы этой платы я не нашел. Есть Google-группа, в которой народ обсуждал восстановление схемы: https://groups.google.com/g/comp.sys.ap … u7f-dCERcJ, но, видимо, результата не было.

Тем не менее, там есть ссылка на патент, в котором описан принцип работы такой платы https://www.freepatentsonline.com/4631692.pdf. Проблема в том, что в нем описание "крупными мазками", а некоторых деталей нет. Например, на плате, похоже, есть GAL, прошивку которой непонятно где брать.

Ну и вот еще сравнение композитного и RGB монитора вживую: https://www.youtube.com/watch?v=4lDRv2MudvI

3 Отредактировано SnakE (25-09-2021 12:45)

Re: Вывод Apple //ee Double Hi-Res на монитор

Спасибо за фантастически полезное видео! Несколько вещей, которые я из него вынес, и которые я никогда не видел в других местах:

1) Режим Double Hi-Res истинно 140х192, с точными границами пикселей и без артефактов на стыках.

2) RGB плата поддерживает совмещение цветного режима 140х192 и чёрно-белого режима 560х192 в любом месте экрана. Подозреваю, что для переключения режимов используется старший бит байтов цвета, который в композитном режиме игнорируется. Это видно в демке, которая рисует линии в режиме 560х192, а затем моментально переключает всю картинку в 140х192. Композитный монитор никак не реагирует на это переключение, продолжая интерпретировать линии как месиво цветов.

Даже если я прав, остаются вопросы. Каждый байт содержит 1 и 3/4 пикселя. Т.е. в каждом байте есть 1 полный пиксель и 1-2 неполных. Только группы из 4 байт содержат по 7 полных пикселей каждая. Возможно, переключение режимов поддерживалось только такими 7-пиксельными блоками.

3) Композитный монитор на сплошных цветах всегда показывал что-то вроде решётки. Никогда нигде я не видел описания этого эффекта. Наверное, это связано с тем, что на реальном телевизоре строк вдвое больше и используется чересстрочная развёртка. У меня сложилось впечатление, что заливка цвета работает только на одном полукадре, а на другом цвета показываются вертикальными полосками. Но ведь в композитном сигнале заливку не делают специально, она получается в аппаратуре NTSC автоматически... Совершенно не понимаю, как могла получиться такая картинка.

Другое возможное объяснение -- перегрузка сенсора камеры. У цветных пикселей в композитном режиме меняется яркость, потому что по факту там чернота, просто телевизор интегрирует сигнал яркости и не успевает полностью погасить луч. В самых ярких местах получается отсвет вверх и вниз от траектории луча, а камера переэкспонирована, сенсор входит в насыщение и показывает этот эффект гораздо сильнее, чем он есть в реале.

http://forum.agatcomp.ru//misc.php?action=pun_attachment&item=1032&download=0

И даже на RGB мониторе видно чересстрочные артефакты. В картинках с чёрным текстом на белом фоне видно, что на одном полукадре пространство между буквами совершенно белое, но на другом оранжевое или голубое, причём на довольно большом расстоянии. Возможно, опять дефект съёмки на камеру с плохо подобранной экспозицией.

Ещё выглядит так, как будто полукадры сильно смещены по горизонтали -- примерно на размер HiRes пикселя. Может это быть из-за того, что тайминг контроллера не попадает идеально в частоту полукадров? Но ведь у каждого поля свой синхроимпульс, развёртка должна начинаться в нужный момент независимо от тайминга контроллера... Опять не понимаю.

http://forum.agatcomp.ru//misc.php?action=pun_attachment&item=1033&download=0

Post's attachments

composite_grid.png, 336.34 kb, 433 x 603
composite_grid.png 336.34 kb, 121 downloads since 2021-09-25 

rgb_artifacts.png, 61.85 kb, 385 x 113
rgb_artifacts.png 61.85 kb, 114 downloads since 2021-09-25